Аллея звёзд — Сергей Проханов - актёр театра и кино

Сергей Проханов - актёр театра и кино, театральный режиссёр, Народный артист России
Сергей Проханов - актёр театра и кино, театральный режиссёр, Народный артист России

ЦИТАТЫ:
«Я хочу сказать один девиз, которым я жил. Мне он очень симпатичен, он простой: «Иди своим путём и не бойся».»
«Когда я поступал в институт, я любил харАктерных артистов. Золотухина очень любил. Потому что он был как я. Я чувствовал, что он такой же заводной, поющий. Я думал: «Господи, это ж я!» Вот это меня подтолкнуло. Конечно, я восторгался и Баталовым. Но Баталов - не моё амплуа, как говорится. Поэтому я в общем-то любил харАктерных артистов. И роли такие же.»
«У меня своих ещё не было, потому не было известно, буду я сниматься или нет. И тогда я сказал: «Дети! Я подарю усы тому, кто будет лучше сниматься и не будет их трогать!» И только это спасло меня, честно говоря. Я дошёл до конца этого дубля, попробовался...»

ИНТЕРВЬЮ:

Минаев: Добрейшего утреца, друзья! У нас сегодня первое июня, День защиты детей. Праздник международный. Естественно, мимо пройти не смогли. По этому поводу мы к себе в гости пригласили самого знаменитого «усатого няня»! Сергей Проханов у нас в студии! Сергей, доброе утро!

 

Сергей: Доброе утро!

 

Минаев: Вот такой праздник замечательный, давайте отмечать его вместе.

 

Сергей: Давайте. С чего начнём?

 

Ветрова: По поводу «Усатого няня». Владимир Грамматиков приходил к нам, рассказывал, что вы оказались чуть ли не единственным претендентом на роль, потому что смогли утихомирить буянящих детей. Это у вас естественным путём получилось или вы очень хотели роль?

 

Сергей: Я уж и не помню, как было. Знаете, каждая история обрастает большими легендами. Две тысячи конкурентов было на моё место. Потом оказалось, что я пришёл, толкнул дверь... Мне сказали, что только я буду играть... В общем-то, я и сам не знаю, что правда, что нет...

 

Ветрова: Вы рыб изображали с детьми.

 

Сергей: Ой, я там всё изображал. Помню, что была пробная сцена одевания детей на прогулку, где я один должен был одеть целый детский сад, причём в зимнюю одежду. Короче говоря, только я приблизился к первому ребёнку, мне отодрали усы.

 

Минаев: Они были приклеенные?

 

Сергей: У меня своих ещё не было, потому не было известно, буду я сниматься или нет. И тогда я сказал: «Дети! Я подарю усы тому, кто будет лучше сниматься и не будет их трогать!» И только это спасло меня, честно говоря. Я дошёл до конца этого дубля, попробовался...

 

Минаев: Общение с детьми тогда на съёмках как-то вам в дальнейшем помогло в общении со своими, когда своих воспитывали?

 

Сергей: Да нет, это совершенно разные вещи. Потому что здесь по-домашнему всё как-то идёт, когда ты знаешь уже повадки ребёнка, как его приголубить. А есть совершенно отрывные дети, Бармалейчики, когда ты не знаешь, что они выкинут в следующую секунду.

 

Ветрова: Мы прекрасно знаем, что после фильма вы стали бешено популярным, девушки, понятное дело, сильно начали интересоваться, узнавать. Скажите, а дети вас на улице узнавали после этого фильма?

 

Сергей: Сейчас бы я так сказал, что Гарри Поттер бы мне чемодан носил.

 

(смеются)

 

Сергей: Я собирал 200-300 человек. Я не мог вылезти из машины. Мой дом был окружён. Дети писали. В общем, кошмар, что было.

 

Ветрова: Мы уже упоминали один из культовых фильмов «Усатый нянь», в котором вы сыграли культовую роль. «Завтра на траве» тоже известный детский фильм, любимый многими поколениями людей. Скажите, вы в своём детстве какие фильмы смотрели и, какие актёры были вашими кумирами?

 

Сергей: Когда я поступал в институт, я любил харАктерных артистов. Золотухина очень любил. Потому что он был как я. Я чувствовал, что он такой же заводной, поющий. Я думал: «Господи, это ж я!» Вот это меня подтолкнуло. Конечно, я восторгался и Баталовым. Но Баталов - не моё амплуа, как говорится. Поэтому я в общем-то любил харАктерных артистов. И роли такие же.

 

Ветрова: Возвращаемся в кино. Какие-то конкретные кинокартины можете назвать, которые в детстве смотрели?

 

Сергей: Я всё смотрел подряд.

 

Минаев: Скажите, а почему такая несправедливость? В фильме «Ох уж эта Настя!» вы сыграли пионервожатого, а вас нет в титрах.

 

Сергей: Знаете, пришли в театр... Не в театр... в институт... А у нас ни у кого денег не было. Студенты же...

 

Минаев: Это мы знаем...

 

Сергей: Денег вообще не было. И нам говорят, давайте вот этого, этого и этого. Ну, поставили и поставили. Пять рублей дали, грубо говоря. Это же сумма. Я и не знал, что в этой «Ох уж этой Насте!» останется мой небритый подбородок и слова про Настю. Что-то там про флаг. Тогда флаги поднимали все, потом отменили. Жалко, хороший был ритуал.

 

Ветрова: Ваша творческая биография с детством связана непосредственно. В частности, вы вели легендарную передачу «Будильник». С не менее легендарными другими артистами. Как вы туда попали вообще? Расскажите.

 

Сергей: Я вообще был музыкальным таким парнем, который считался... Знаете, у нас есть такие артисты праздника... Вот я считался артистом праздника. Такая же артистка праздника была Ирина Муравьёва. Мы с ней провели неизвестно сколько...  Такая же была композитор Ирина Грибулина. Компания сама собой собралась. И мы все эти «Будильники» про волка, про ещё кого-то там...

 

Минаев: Семеро козлят - до сих пор помню.

 

Сергей: Боярский играл себя. Честно говоря, сейчас не хочется говорить о том, что будет впереди. Но у нас строится детский театральный центр. Думали как назвать. Решили назвать Детский театральный центр «Усатый нянь».

 

Минаев: Программа «Будильник» была культовая. А какие-то идеологические установки, накачки перед программой... Специальные люди в костюмах не приходили, не объяснили, что можно, как с детьми надо?

 

Сергей: Это всё было за кадром.

 

Минаев: Ну, установки какие-то были?

 

Сергей: Самый курьёз этого дела наступал следующим. Следящая после «Будильника» передача шла «Утренняя почта». И её вёл Юрий Николаев - молодой, красивый. Когда мы выходили на сцену, меня принимали за Юрия Николаева, а его называли Прохановым. Передачи в голове у народа путались. Такой курьёз получался. Прошли мы такую путаницу...

 

Ветрова: Вы уже немного рассказали о своём центре, который вырос из студии «Маленькая луна». Расскажите, для чего изначально вам это было нужно? С детьми работать всё-таки сложно. И могут ли в вашу студию попасть обычные дети?

 

Сергей: Началось с того, что я ставил мюзикл «Король Лир». Там были дети. Я придумал концепцию, где были три девочки - из «Непосед». Потом уже набирали своих. «Непоседы» у нас репетировали. А потом решили свою студию создать, потому что уже пошёл прокат. И теперь 52 ребёнка заняты в профессиональных спектаклях. Единственная хохма была, когда я ставил «Мэри Поппинс». Я посадил артистов на читку. Сценка «Первая встреча». И таких маленьких шпингалетиков-бармалейчиков вытащил. Говорю им: «Давайте, мы ребята сейчас почитаем пьесу по ролям». Пауза. Они говорят: «Дядя Серёж,... а мы не умеем читать...»

 

Минаев: Они так запросто говорят - «Дядя Серёжа»?

 

Сергей: Я даже не подумал, что они читать не умеют. Им по пять лет было.

 

Ветрова: Как вы решили эту проблему?

 

Сергей: Дело было весной. Сказали, давайте осенью встретимся, как вас подучат.

 

Ветрова: Хочу уточнить, в вашу студию, в ваш центр могут обычные дети попасть? Или из особо одарённых набираете?

 

Сергей: Честно говоря, мы берём на два месяца всех. После двух месяцев идёт «чёс», когда мы говорим: «Извините, у нас здесь...»

 

Минаев: Естественный отбор получается.

 

Сергей: Совершенно верно. Сразу-то не узнаешь. Да, у нас попадает любой. Но, честно говоря, при новом театральном центре не хочется делать искусство массовым. Искусство дело штучное, как мне кажется. Таланты - дело штучное. Совершенно очевидно, что всё-таки дети должны быть уникальными.

 

Ветрова: Родители, верьте в своих детей!

 

Сергей: Приводите!

 

Минаев: И слушайте Ретро FM!

 

Ветрова: Немножечко о взрослом поговорим. В «Театре Луны», который вы возглавляете, недавно прошла премьера спектакля о Казанове. Подробнее об этом хотелось бы вопрос задать. Вы ему завидуете, сочувствуете или это ваше второе я, может быть?

 

Сергей: Когда пишешь, становишься сам Казановой или тем-то, или тем-то. Смысл в другом. Всегда ищешь какую-то сторону, о которой ещё никто не говорил. Для меня Казанова - это такой итальянский Ломоносов...

 

Ветрова: Ого!

 

Минаев: Сильный заход!

 

Сергей: Восемь языков, девять наук.

 

Минаев: И тоже из Архангельска пришёл пешком.

 

Сергей: Даже с Екатериной познакомился. Ну, а девушки - это уже само... Короче говоря, это попутно всё было... Но, почему-то эту сторону больше зацепили, чем предыдущую. А мне нравится, что он такой умница, проехал полмира, практически везде оставил свой след. Я об этом не могу просто рассказывать, надо спектакль смотреть. Но то, что он будет в нём необычным - это точно. Такого Казанову ещё не видели.

 

Минаев: Скажите, а почему вас на сцене не видно?

Сергей: Чего-то я как-то уже отошёл от этих дел. Наступает тот момент, когда... потом уже режиссура неинтересна. Были в спектакле кошки, англичане привозили. Я программки прочёл: режиссёр, актёр, продюсер... Я бы хотел, чтобы на мою могилку пришли, а там было написано «актёр, режиссёр, продюсер». Актёра, режиссёра я уже прошёл. Теперь продюсер центра. Делать звёзд - мне так хотелось.

 

Минаев: Вы занимаетесь продюсированием в прямом смысле этого слова.

 

Сергей: Да, так говорить уже можно. Я этого достиг. Скоро уже можно...

 

Ветров: Нет уж, мы вам пожелаем новых творческих находок. И побольше желательно! Я пела песню из фильма «Завтрак на траве»: «И картошка, картошка! В кожуре уголёк!» И так далее.

 

Минаев: А я другую: «Насажу я на крючок хитрую наживку!»

 

Сергей: «Золотая рыбка», да. Я с ней со сцены выступал несколько лет.

 

Ветрова: Там, кстати, тема лагеря пионерского фигурирует. А вы как своё детство проводили? Тоже в лагере? В деревни у бабушки или ещё где-то?

 

Сергей: Я проводил детство в лагере. У нас был такой пионерский лагерь «Салют». Замечательный лагерь. У меня отец на заводе работал. Меня каждый раз отправляли на три месяца. Но так, как я душа всех концертов, я пел. Одну и ту же песню.

 

Минаев: Хорошему певцу достаточно одну песню петь.

 

Сергей: Да, это был мой шлягер. Я женским голосом пел: «Я так мечтала, столько лет мечтала, чтобы трогать облака рукой. Пора настала...» Короче, пел женскую песню, потому что голос был женский.

 

Минаев: Ну, голос-то женский, а вид-то...

 

Ветрова: Вожатые, видно так научили.

 

Сергей: Потом мутация голоса, потом школа одарённых математиков...

 

Минаев: Да, с математикой всё в порядке. Скажите, а что современным детям не хватает для полного счастья в нашей стране? Или у них всё отлично и мечтать больше не надо не о чём?

 

Сергей: Знаете, не то, чтобы не хватает. Я бы ограничил поступление компьютерной информации. Я бы немножко почистил бы это дело, мне это не нравится. Друзья к этим ограничениям приходят, потому что дети с ума у них сходят. Я сам компьютером не владею. Знаю, конечно, как включить. А большее мне не нравится.

 

Ветрова: Небольшой блиц устроим на тему детей как раз. Вы опытный папа, вы руководитель центра «Усатый нянь». Первый вопрос: как заставить ребёнка съесть полезную еду?

 

Сергей: Надо что-то пообещать ему.

 

Ветрова: Как заставить ребёнка сделать уроки? Такой же ответ?

 

Сергей: Надо что-то пообещать ему.

 

Ветрова: Как объяснить ребёнку, откуда берутся дети?

 

Сергей: Взять и объяснить, как можете. Ну, взять две куколки, наверное... Показать... Положить их спать.

 

Ветрова: А своим детям вы также показали бы?

 

Сергей: Я не помню, как это происходило. Но своим детям я бы так и объяснил. А как ещё объяснишь?

 

Ветрова: А как уложить ребёнка спать?

 

Сергей: Есть два пути, конечно. Один - приказной порядок.  А второй: долго рассказывать какую-нибудь сказку нудно.

 

Минаев: Нудно прям? Грузить, грузить?

 

Сергей: Да. Самому сочинять, сочинять, сочинять...

 

Ветрова: А что сделать, чтобы ребёнок перестал хулиганить?

 

Сергей: Это надо, знаете, наверное, куда-нибудь водить. В «Кресты».

 

Ветрова: Кошмар какой!

 

(смеются)

 

Сергей: Водить туда, показывать, что будет. На экскурсию. Чтобы ребёнок говорил: «Нет, нет, я так не хочу, не буду!

 

Минаев: Друзья, правильно воспитывайте своих детей! Сергей, а пожелайте нашим радиослушателям, родителям, детям что-нибудь по случаю Дня защиты детей.

 

Сергей: Я хочу сказать один девиз, которым я жил. Мне он очень симпатичен, он простой: «Иди своим путём и не бойся».

 

Минаев: Просто, ясно, доступно и очень внятно!